С древних времен люди старались запечатлеть происходящее вокруг себя: на скальные рисунки, художественное искусство и т. д.
В работах художников особенно ценилась точность, умение преподнести объект в нужном ракурсе, цвете, правильными тенями.
Эта очень кропотливая работа, занимающая не один месяц.
Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало неповторимый вид искусства – фотографию.
История русской фотографии насчитывает более 160 лет, и напоминает захватывающий роман, действие которого происходит в декорациях различных исторических эпох, а так же изменяется под действом разных темпераментов национальных культур.
Кто бы мог подумать, что основой для изобретения фотографии послужит наблюдение известного греческого ученого Аристотеля, который уже в IV веке до н. э. описал любопытное явление: свет, проходящий сквозь маленькое отверстие в оконной ставне, рисует на стене тот пейзаж, который виден за окном. История фотографии очень интересна, т. к. охватывает весь мир.
Какой же она была в России, кто они, люди, внесшие неоценимый вклад в нашу историю, запечатлев ее на маленьких черно-белых прямоугольниках на века?
Знакомство России с фотографией началось в 1839 году, когда член-корреспондент Академии наук России И. Гамель отправился в Англию для изучения метода калотипии, и подробно изучив метод выслал описание и несколько фотоснимков.
Благодаря непрерывной работе ученых и изобретателей, в России искусство фотографии развивалось стремительно. И уже на рубеже XIX – XX вв. русские фотографы полноправно участвовали в международных выставках и салонах, состояли членами международных фотографических обществ. А их работы оценивались самыми престижными премиями и наградами.
Первым метод Тальбота в искусстве фотографического изображения освоил и опробовал выдающийся русский химик и ботаник, академик Юлий Федорович Фрицше, сделав снимки листьев растений.
23 мая 1839 года на заседании Петербургской Академии наук Фрицше выступил с «Отчетом о гелиографических опытах», в котором дал исчерпывающий анализ способа Тальбота по материалам, представленным Гамелем. Находя калотипию пригодной для выполнения научных снимков с плоских предметов сказав, что «ботаник может пользоваться ей с выгодой, когда речь идет о том, чтобы сделать точный рисунок с оригинальных экземпляров гербария». Одновременно Фрицше предложил существенно модернизировать этот способ – рекомендуя заменить во время проявления применявшийся Тальботом тиосульфат натрия (гипосульфит) аммиаком и на практике доказал, насколько это улучшает изображение.
Доклад Фрицше представил собой первую исследовательскую работу по фотографии в нашей стране, и одну из первых исследовательских работ по фотографии в мире.
Далее вклад в историю развития фотографии в России внес Алексей Греков, открыв в 1840 году первый в России «художественный кабинет» для портретной фотосъемки. Для этого он применил кресло с удобными подушечками для поддержки головы человека. В таком кресле фотографируемому человеку было намного проще сохранять неподвижность, и это позволяло получать более резкие снимки.
Следующим человеком, внесшим большой вклад в развитие русской фотосъемки, стал Сергей Левицкий, который сделал свои первые фотографии на Кавказе. Его дагерротипы с изображениями Пятигорска и Кисловодска получили золотую медаль на международной выставке в Париже.
Также он один из первых фотографов в Европе, который ввел декоративные сменные фоны. Более того, Левицкий предложил ретушировать негативы для уничтожения или уменьшения технических недостатков. А в 1845 году Левицкий уезжает в Италию для повышения технического уровня в области дагерротипии. Там снимает виды Рима и портреты русских художников, проживающих в Италии. А вернувшись на родину становится профессиональным фотографом, открыв дагерротипную мастерскую под названием «Светопись» 22 октября 1849 года в городе Петербурге, напротив Казанского собора. В 1867 году Левицкий там же открывает фотоателье, в котором предоставлена богатейшая галерея портретов выдающихся русских писателей, художников и общественных деятелей. Здесь им и проводились опыты по применению в портретной фотографии электрического света и по сочетанию солнечного света с электрическим.
Еще одним ярким мастером фотографии, стоящим наравне с Левицким, в 1850-е гг. был Андрей Деньер. Выпускник Академии художеств, открывший в 1851 году в Петербурге «Дагерротипное заведение художника Деньера». Он первым создал альбом, в который вошли фотопортреты известных деятелей русской культуры: путешественников, ученых, врачей, артистов, писателей.
Как мы видим, история фотографии в России практически не отстает от мировой – в разное время в нашей стране было немало мастеров фотографии, внесших неоценимый вклад в развитие данного вида искусства.