Стремление человека запечатлеть мир вокруг себя в насыщенных красках четко обозначилось еще в древние времена, когда люди рисовали примитивные наскальные рисунки. В течение многих столетий художники работали над тем, чтобы наиболее точно отразить окружающую их действительность. Но в XIX веке возникло совершенно новое направление искусства – фотография.
Как это ни странно, но в России фотография начала развиваться стремительными темпами практически сразу же после обнародования принципов фотографирования. Этому способствовали русские ученые и изобретатели, которые приняли самое активное участие в совершенствовании фотографической техники и развитии фотографии как отдельного направления в искусстве. История фотографии в России насчитывает уже более ста семидесяти лет и может похвастаться многими славными страницами.
Будучи выдающимся химиком и ботаником, он решил сделать несколько снимков листьев растений, что с успехом ему удалось. Уже 23 мая 1839 года Фрицше выступил на заседании Петербургской Академии наук со своим отчетом «о гелиографических опытах», в котором был дан исчерпывающий анализ способа Тальбота по получению фотографических изображений. При этом Юлий Федорович Фрицше внес еще и собственные поправки в этот метод, предложив заменить во время проявления тиосульфат натрия аммиаком для улучшения качества снимка. По-существу, эта была первая исследовательская работа, посвященная фотографии, в нашей стране, давшая старт усовершенствованию методов получения фотоснимков.
Изобретатель Алексей Греков
Не многие знают о том, что первым в России, кто открыл «художественный кабинет» для портретной фотосъемки, был московский изобретатель Алексей Греков. За короткое время он в совершенстве овладел двумя главными техниками получения фотографического изображения, существовавшими в середине XIX столетия — калотипией (по методу Тальбота) и дагеротипией (по методу Дагера). В своем «художественном кабинете» Греков использовал дагерротипный аппарат собственной конструкции. Для того, чтобы обеспечить необходимую резкость при создании портретных снимков при длительной выдержке, он поставил в свою студию кресло с особыми подушечками для поддержки головы человека.
Это далеко не единственное нововведение, которое было опробовано Грековым. В частности, он разработал способ повышения долговечности дагеротипного изображения на серебряной пластинке с помощью гальванопластики. Ему также принадлежит идея наносить тончайший слой серебра на медные или латунные пластинки, что делало фотографию более дешевой и, соответственно, доступной большему количеству людей.
Одновременно талантливый московский изобретатель экспериментировал и с фотографированием по способу Тальбота. В «Московских ведомостях» от 1840 года можно найти упоминание о том, что Греков создает особую светочувствительную бумагу, пригодную для фотосъемки по методу Тальбота. Алексей Греков вошел в историю как первый человек в нашей стране, выпустивший брошюру о фотографии, которая называлась «Живописец без кисти и без красок, снимающий всякие изображения, портреты, ландшафты и проч. в настоящем их цвете и со всеми оттенками в несколько минут».
Фотоателье С. Левицкого и А. Деньера
Постепенно интерес к фотографии от научного перешел в практическую плоскость и в России начали открываться фотоателье. Одним из первых фотоателье в нашей стране было ателье под названием «Светопись» Сергея Левицкого. Снимки Кисловодска и Пятигорска, сделанные этим русским мастером во время поездки на Кавказ, были удостоены золотой медали на международной выставке в Париже. В 1867 году Левицкий представил свою серию портретных фотоснимков выдающихся русских художников, писателей и общественных деятелей. Именно он превратил фотографию в художественное творчество, заложил основы модельной фотосъемки и предложил использовать во время съемки разнообразные декоративные фоны. Левицкий также первым в России начал ретушировать получаемые негативы с целью устранения недостатков. В своем ателье он также проводил опыты по использованию в фотографии электрического освещения.
Практически одновременно с Сергеем Левицким в Петербурге плодотворно работал Андрей Деньер, который еще в 1851 году открыл «Дагеротипное заведение художника Деньера». Он также прославился благодаря своим портретным фотографиям известных деятелей русской культуры, а в дальнейшем даже создал первый фотоальбом в Российской империи. Интересно, что в 1878 году именно в фотоателье Андрея Деньера был испытан короткофокусный фотообъектив Ивана Болдырева. Этот объектив позволял передавать не только линейную, но и воздушную перспективу при осуществлении портретной групповой съемки. К сожалению, из-за отказа чиновников это изобретение так и не попало на международную выставку в Париже. Зато в 1889 году все тот же Болдырев представил точно действующий моментальный фотозатвор для объектива, который на заседании Русского технического общества был признан самым лучшим, среди всех имевшихся в продаже в то время.
Развитие фотографии в России во второй половине XIX века
В 80-е годы XIX века в стране появился первый журнал, посвященный вопросам фотографии. Идея его создания принадлежала члену Русского технического общества Павлу Ольхину. Журнал назывался «Фотографический вестник» и рассказывал о методах обработки фотоматериалов, теоретических и практических советах по осуществлению фотосъемки. В этот же период в России сформировался жанр публицистического фоторепортажа, основоположником которого стал Максим Дмитриев. Именно он создал серию фотоснимков «Волжская коллекция» с уникальными изображениями реки Волги, от ее истоков до устья. Дмитриеву также принадлежат портреты таких выдающихся российских деятелей, как Ф. И. Шаляпин и А. М. Горький.
Многие русские ученые и исследователи приобщились к искусству фотографии. Например, Климент Аркадьевич Тимирязев великолепно владел техникой фотографии и даже был удостоен в 1895 году серебряной медали на Московской фотографической выставке за свои фотоработы, посвященные растениям и природе.
Совершенствованием технической стороны фотографии постоянно занималось множество российских ученых и исследователей. В частности, в 1885 году офицер российской армии И. Филипенко представил фотоаппарат и устройство для проявления фотопластин на свету собственной конструкции. Они спокойно размещались в небольшом чемоданчике.
В конце 80-х годов XIX столетия в России фотоаппарат стал использоваться для осуществления аэросъемки. Поручик императорской армии А. Кованько сумел сфотографировать земную поверхность в районе Санкт-Петербурга с высоты около 800 метров. А в 1894 году появился фотоаппарат Н. Яновского, с помощью которого можно было снять серию монументальных фотографий для отображения движущегося объекта.
Фотографическая жизнь в дореволюционной России была достаточно бурной, чему в немалой степени способствовали фотографические общества и интерес к фотографии со стороны видных деятелей науки и культуры. Помимо «Фотографического вестника», в России издавались такие тематические журналы, как «Фотографические новости», «Фотографическое обозрение», «Фотограф-любитель» и другие. Российские фотографы нередко становились лауреатами престижных премий и наград, вручаемых на международных выставках. К числу наиболее талантливых русских фотографов начала XX столетия, работавших в жанре портретной и документальной фотографии, можно отнести Н. Барщевского, А. Карелина, С. Прокудина-Горского. К. Даутендея, К. Булла, С. Соловьева, И. Хмелевского, М. Наппельбаума и С. Лобовикова.
Последний удостаивался почетных наград на Всемирной выставке в Париже, на Дрезденской и Гамбургской фотовыставке. Наиболее известные фотоработы Сергея Лобовикова – это потрясающие жанровые зарисовки на темы крестьянской жизни в России. В 1910 году Лобовиков стал почетным членом Лондонского фотографического общества. Конечно, в работах русских фотографов начала XX века было еще заметно влияние живописи. Недаром в дореволюционной России большую популярность приобрели раскрашенные фотографии или просто «крашенки», раскраска которых производилась с помощью обычной кисти и красок. Раскрашивание черно-белых снимков приближало фотографию к жанру портретной миниатюры или даже классической живописи.
Советское время
После революции и ужасных событий Гражданской войны фотография в России также активно развивалась, но преимущественно только в том, что касается ее технической стороны. В советское время начали выпускаться отечественные фотоаппараты в немалом количестве, способные обеспечить получение достаточно качественных по тем временам изображений. Однако фотографическое творчество в условиях советского режима ушло на второй план. Русская фотография оказалась в плачевном положении из-за полной изоляции от художественной жизни других стран. Существовавшие веяния в фотоискусстве были полностью придушены, и на первое место в фотографии вышел жанр соцреалистического репортажа, призванного обслуживать тоталитарный режим. Фотографии советских руководителей, снимки с масштабных строек и промышленных предприятий – всем этим были увлечены фотографы в советское время. Таким образом, русская художественная фотография служила пропаганде советского государства и постоянно находилась в тесной связи с окружающей социальной обстановкой.
Тем не менее, в советский период, особенно во времена Великой Отечественной войны, активное развитие получила документальная фотография. Среди признанных мастеров советской фотографии можно отметить Бориса Игнатовича. Василия Егорова и Александра Родченко .
Современный этап развития русской фотографии непосредственно связан с появлением цифровых фотоаппаратов, благодаря которым фотография стала доступной практически каждому человеку. Появилось огромное количество жанров и направлений в фотоискусстве. Этому способствуют постоянное совершенствование цифровой фототехники, использование сменной оптики, широкие возможности по ретушированию и изменению фотоизображений в компьютерных редакторах.
Теперь каждый фотограф-любитель в России может выбрать направление фотоискусства себе по вкусу и совершенствоваться в нем. Благодаря всемирной сети может сравнивать свои работы со снимками известных мастеров, обмениваться впечатлениями со своими коллегами и давать соответствующие оценки. В современной России фотография переживает новый бум, и делать выводы о ее развитии можно будет только по прошествии нескольких десятилетий.