История фотографии в России. Статья для журнала "Невеста&quot

История фотографии в России. Статья для журнала "Невеста&quotВ последнем номере журнала «Невеста» появилась статья от фототеатра «Zoom», посвященная истории фотографии вообще и свадебной фотографии в России в частности. Естественно, про себя мы тоже не забыли черкнуть пару строк.

Фотосъемка — неотъемлемая часть свадебного торжества, не только предмет приятных хлопот с выбором фотографа и подготовкой к фотосессии, но и источник приятных воспоминаний об этом прекрасном дне на всю оставшуюся жизнь. Свадебная фотография сегодня — это серьезная индустрия с многомиллионными оборотами, объединяющая тысячи профессионалов во всем мире, имеющая свои тренды и использующая последние достижения современной цифровой техники. А много ли мы знаем о ее истории?

Удивительно, но искусству фотографии уже почти200 лет. Первое закрепленное изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом, но оно не сохранилось до наших дней, поэтому первой в истории фотографией считается снимок «Вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась 14 часов при ярком солнечном свете. В 1839 году француз Луи Жак Манде Дагерр опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром, поэтому 1839 год и считается годомрождения фотодела. Подумать только, если бы Пушкин прожил еще пару лет, для потомков, возможно, остались бы егофотоснимки! Техническая новинка — картины, полученные новым способом, — сразу получила популярность в высших кругах европейского общества, и помимо портретов была оценена возможность запечатлеть, или, как говорили раньше, заморозить живые жанровые сценки и, естественно, такие важные моменты жизни, как бракосочетание.

Первой сфотографированной парой в далеком от нас 1840 году были Королева Виктория и Принц Альберт. Фотограф Роджер Фентон увековечил платье для венчания и женственный романтичный венок из флер доранжа, ставшие знаковыми в становлении свадебной моды в Англии. Кстати, именно с этих пор невесты стали выбирать белоснежные наряды. Все свадебные фотографии того времени были исключительно постановочными — съемка происходила в студии фото графа до или после венчания в нарядах торжественной церемонии и была доступна только для весьма обеспеченных пар с высоким социальным статусом.

Естественно, о полноценной репортажной съемке в те времена не было и речи. Чтобы получился один черно-белый снимок на стеклянной, медной или оловянной пластине (фотобумагу и фотоальбомы изобрели только в 1887 году), позирующие вынуждены были стоять неподвижно в течение долгого времени: выдержка при фотосъемке на солнце длилась 23 минуты, а в пасмурную погоду — до 45 минут. Таким образом, работа фотомодели и в те времена была весьма трудной. Зачастую проблема низкой светочувствительности фотоматериалов, и следовательно, длинной выдержки решалась с помощью забавных

приспособлений типа зажимов и тисочков, которые помогали позирующим простоять неподвижно перед объективом положенное время. Первым русским мастером, овладевшим методами калотипии и дагерротипии, стал московский гравер и изобретатель Алексей Греков. В июне 1840 года он открыл первый в России «художественный кабинет» для портретной фотосъемки, применив кресло с особыми подушечками для поддержки головы человека. Это позволяло получать резкие фотографии, в то время как другие фотографы терпели неудачу. В апреле 1841 года Греков выпустил в свет брошюру «Живописец без кисти и без красок, снимающий всякие изображения, портреты, ландшафты и проч. в настоящем их цвете и со всеми оттенками в несколько минут». Еще одним художником, внесшим большой вклад в развитие русской фотографии, стал Сергей Левицкий. Он первым предложил изображать объект фотосъемки на фотографии в двух позах, иногда даже в разной одежде. Левицкий также одним из первых фотографов в Европе ввел декоративные сменные фоны. Кроме того, Левицкий предложил ретушировать негативы для уничтожения или уменьшения технических недостатков. 22 октября 1849 года в Петербурге, напротив Казанского собора, он открыл знаменитую дагерротипную мастерскую под названием «Светопись». Его заведение приносило до 25 тысяч рублей годово-

го дохода (для сравнения: годовое содержание высших чиновников составляло от 6 до 12 тысяч рублей). Нужно отметить, что к 1860 году практически во всех губернских городах открылись фотозаведения. Фотокарточки появились не только в кабинетах знати, но и в крестьянских избах, хотя сельское население в большинстве своем оставалось неграмотным и невежественным. К старым предрассудкам нередко добавлялись новые, вроде поверья, что всякий фотографирующийся непременно вскоре после этого умрет. Поверье это бытовало в деревнях чуть ли не до периода коллективизации. Вот какой случай произошел в одном из уездов буквально на глазах писателя, уроженца села Ступино Тульской губернии Н. В. Успенского. По воспоминаниям Николая Васильевича, он поехал из Ясной Поляны в родные места. С собой взял фотоаппарат Л. Н. Толстого. По приезде в деревню Шилово Успенский задумал запечатлеть односельчан. Вот как он описывает их реакцию: «Толпа попятилась, увидев фотоаппарат Льва Николаевича».

Среди владельцев первых провинциальных фотоателье были россияне и иностранные подданные (австрийцы, немцы, французы), очень много евреев. Опыт в основном приобретали через ученичество в уже существующих фотографических заведениях, обычно в более крупных городах. Фотографических школ и курсов не было, и, конечно, в работах русских фотографов было еще заметно влияние живописи. Недаром в дореволюционной России большую популярность приобрели раскрашенные фотографии, или просто «крашенки», раскраска которых производилась с помощью обычных красок и кисточки. Раскрашивание черно-белых снимков приближало фотографию к жанру портретной миниатюры или даже классической живописи.

В оформлении готовых фотографий также были своистандарты. Например, снимок должен иметь определенные стандартные размеры: миньон, визит-портрет, кабинет-портрет, будуар-портрет и пр. Позитив наклеен на бланк из бристольского картона, изготовленный и художественно оформленный в специальной литографической мастерской. Этот фирменный бланк — визитная карточка владельца ателье: на нем можно было увидеть название и адрес фирмы, почетные звания и награды владельца.

Ограничения, которые накладывались на полет фантазии свадебных фотографов необходимостью исключительно студийной съемки, делали фотографии похожими друг на друга как две капли воды. Поэтому предприимчивые владельцы салонов и ателье пытались всеми возможными способами разнообразить обстановку фотосессии, дополняя ее не только разными сменными задниками богатого интерьера, но и декорациями природных объектов — валунами на фоне живописных гор, стволами деревьев и проч. Самые преуспевающие выстраивали настоящие павильоны. К тому же времени можно отнести и появление тантамарески — фотостенда с нарисованной мизансценой и прорезями для лиц. В начале XX века появились технологии производства цветных фотографий. Тем не менее, техника свадебной фотографии оставалась консервативной до конца Второй мировой войны. С развитием техники фотографы предлагают новую концепцию — рассказ о дне бракосочетания в виде репортажа с большим количеством отснятого материала, отражающего все важные моменты события — от подготовки молодых до праздничного застолья. Достоинством такого рассказа являются живые эмоции и неповторимые моменты, удачно подмеченные фотографом. Такая работа предполагает постоянную вовлеченность в происходящее, неустанный поиск, новейшее оборудование и слаженную работу команды фотографов и ассистентов. Современный свадебный фотограф за съемочный день может сделать до 10 000 кадров. Прошли те времена, когда молодые получали на память о бракосочетании один совместный портрет. Сегодняшняя жизнь диктует новый темп работы иновые стандарты готовой работы. Фотографии появляются не только в напечатанном виде, но и в виде онлайн галерей, заполняют социальные сети, зачастую через несколько секунд после съемки. Жизнь ускоряется.

Ностальгия по старым добрым временам, когда все было проще, деревья были большими, а из объектива вылетала птичка, возродила к жизни стиль ретро, в том числе и в свадебной фотографии. Среди поставщиков свадебных фотоуслуг нас заинтересовал пионер «новой старой волны» — московский фототеатр «Зум», возрождающий жанр салонной съемки. Коренное отличие этой современной фотостудии от прародителей позапрошлого века — ее мобильность. Вам больше не нужно идти в фотоателье в день свадьбы или до него — фототеатр сам приезжает к вам на мероприятие, будь оно в ресторане, банкетном зале, на теплоходе или на площадке «оупен-эйр». Продуктом этой фотостудии являются не только собственно фотографии, но и создание атмосферы ретро, необычной тональности, настроения, шоу. Здесь важным является

не только результат фотографирования, но и процесс.

Начнем с того, что фоном для съемки являются полноценные декорации, имитирующие старинный интерьер, включая стены, окна, мебель, картины, вещицы, в том числе настоящие антикварные предметы. Съемка ведется на древний фотоаппарат с гармошкой на треноге, а фотограф выглядит так же, как его видели наши прабабушки. Создается полное ощущение того, что Вы перенеслись на 150 лет назад. Набор декораций позволяет воссоздать интерьер разных эпох, от барокко до модерна начала XX века, и состоит из нескольких сетапов для ряда популярных на нашем событийном рынке винтажных вечеринок в стиле «Чикаго», «Мулен Руж», «Немое кино» и проч. Как и любой другой театр, фототеатр «Зум» начинается с вешалки. В активе у фотостудии впечатляющий набор реквизита, аксессуаров и костюмов, который гости используют для съемки. На площадку приезжает стилист с настоящим столиком гримера, который поможет создать правильный образ, поправить мейк-ап или прическу — и «актер» готов к выходу на сцену. Все фотографии будут стилизованы под старину, снабжены винтажным графическим оформлением, дизайн которого будет разработан индивидуально для Вашего торжества, и выданы гостям в напечатанном виде во время мероприятия. От цифрового века, конечно, не убежишь, так что по окончании праздника невеста получит еще и оформленный диск со всеми кадрами. Такое комплексное решение позволяет молодым решить сразу несколько важных задач:

1. Получить необычную обстановку для свадебной фотосессии в ретро-стиле, дающую невиданный простор для творчества.

2. Организовать интерактивное развлечение для гостей на все время праздника, особенно во время «аперитивной» части и фотосессии молодых на улице.

3. Декорировать праздничную площадку, воссоздав на ней старинный интерьер нужной эпохи.

4. Подарить гостям памятные сувениры.

This entry was posted in История фотографии в россии and tagged , , , . Bookmark the <a href="http://f-ua.ru/istoriya-fotografii-v-rossii-statya-dlya-zhurnala-quot-nevesta-quot/" title="Permalink to История фотографии в России. Статья для журнала "Невеста&quot" rel="bookmark">permalink</a>.

Comments are closed.